Молоку свое время: когда и как можно давать ребенку молоко коровы

Принимая решение, какое молоко можно давать ребенку до года, нужно разобраться, превалирует ли польза над рисками. С одной стороны, корова дает натуральный источник кальция и фосфора, которые отвечают за формирование костей и нервной системы. И в целом молоко богато различными витаминами, минералами, аминокислотами. Хотя, при кипячении их эффект частично утрачивается. С другой стороны, аллергия на молоко у грудничка довольно частое явление. А полезные вещества в чрезмерном количестве не только теряют свои свойства, но и несут опасность.

Можно ли молоко грудному ребенку

Докармливать новорожденного козьим или коровьим молоком или полностью переводить на него при недостатке грудного — давняя традиция. Ведь это тоже природный продукт, предназначенный для питания детенышей. Однако большинство педиатров порицают этот обычай. И для есть основания.

Продукт, вырабатываемый сельскохозяйственными животными, содержит много полезных веществ:

  • аминокислоты;
  • полисахариды;
  • водорастворимые и жирорастворимые витамины;
  • минералы: кальций, фосфор, медь, цинк, магний, калий.

можно ли молоко грудному ребенку

И все эти соединения присутствуют в молоке в биодоступной форме, прекрасно усваиваясь организмами новорожденных телят. Но коровье молоко детям, как и козье, не предназначено из-за высоких доз активных соединений. Регулярное включение его в рацион грудных малышей способствует развитию опасных для здоровья состояний.

  1. В его составе содержится в несколько раз больше казеина — белка, для переваривания которого в детском ЖКТ нет ферментов.
  2. Огромные дозы фосфора и натрия провоцируют усиленную работу почек и выведение необходимого кальция.
  3. Недостаток железа и фолиевой кислоты увеличивают риск развития анемических состояний и ставят под угрозу формирование нервной системы.
  4. Жирность животных видов молока намного выше, чем материнского. Это неблагоприятно отражается на состоянии печени.

Нельзя забывать и о возможной аллергии крохи на компоненты такого продукта.

С какого возраста ребенку можно давать молоко

Знакомить малышей с животным молоком можно по достижении 1 года. А при дефиците или отсутствии материнского — докармливать смесями.

С возрастом организм ребёнка созреет для введения в меню продуктов животного происхождения, ферментативной системе будет легче переваривать молочные белки и сахара.

Несколько слов о различных видах продукта. Споры по вопросам: можно ли детям коровье молоко, можно ли ребенку козье молоко, и диетологи и педиатры считают бессмысленными. Все зависит от индивидуальных предпочтений и реакции ребёнка. Состав нутриентов в одном и в другом виде одинаков. А различия незначительны:

  • козье содержит больше казеина, меньше витамина D и железа, жирность его на 50% выше;
  • фолиевой кислоты в козьем молоке меньше в несколько раз, а органических кислот больше.

Какое молоко давать детям? Пытаться вливать в ребёнка только козье или коровье молоко, уповая на его большую пользу — неразумно. Рекомендуется дать малышу самостоятельно оценить оба вида продукта на вкус.

Прикорм для грудничка

В настоящее время уже никто из врачей, компетентных в вопросах грудного вскармливания детей раннего возраста, не рекомендует начинать прокорм ранее 6 месяцев жизни ребёнка. О вреде соков, как первого прикорма, уже давно известно в современной медицине. Мамино молоко обеспечивает малыша в среднем до года всем необходимым — витаминами, микроэлементами, минеральными веществами. Поэтому, главное — не торопиться! Как же правильно и «без потерь» начать прикорм грудничку? Начнём по-порядку.

Главное — мамино молоко!

Само определение — «прикорм» — несёт в себе большой смысл. Основным питанием ребёнка остается грудное молоко, а всё остальное — это приложение к основному, второстепенное, дополнительное, почти не имеющее пищевой ценности в период знакомства. Начинать прикорм нужно, когда ребёнок «сигналит» маме о своей готовности. Сидя на коленях у мамы, он требует еду из её тарелки, и может удержать в руке и «мусолить» сушку. Это происходит ближе к 6 месяцам жизни ребёнка. У него есть устойчивый пищевой интерес, ему интересно то, что ест мама, он готов с этим познакомиться. При этом он продолжает насыщаться из маминой груди, а знакомиться с едой — из маминой тарелки. В сознании малыша эти два процесса никак не связаны. Он не стремится насытиться прикормом, потому что… есть он пока не хочет! Но он хочет подражать маме. Ему интересна еда с точки зрения знакомства и подражания действиям взрослых, а не потому, что он голоден! Поэтому чрезвычайно важно, чтобы мама сняла с себя и своих близких заботу о накармливании ребёнка. Малыш продолжает кормиться её молоком и количество суточных прикладываний к груди не снижается меньше 12 в сутки. Это количество необходимо для поддержания стабильной лактации. Основные кормления грудью, необходимые для насыщения и роста ребёнка — всегда перед снами, после снов, и ночью, а при бодрствовании коротенькие прикладывания для успокоения и психологического комфорта малыша.

Я ем, как взрослый

Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребёнка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама. Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама. Если дать ему маленький кусочек из своей тарелки размером с рисинку или гречинку, а потом дать запить из груди, то со своим молоком мама передаст ему ферментативную информацию о том, как нужно усвоить и переварить ту пищу, которую ела она сама. Продолжается знакомство с «уже знакомым». Тем самым у ребёнка упрощаются задачи, связанные с усвоением и перевариванием пищи, снижается риск возникновения аллергии на вводимые продукты. Пока малыш совсем мал, он получает еду исключительно ради знакомства и очень маленькими объемами, без цели накормить. Это может быть соленая, сладкая, острая пища. Но если это очень маленький кусочек — со спичечную головку, то малышу нет разницы, какой он, потому, что его совсем мало. То же относится и форме этого кусочка. Употребляя слово «кусочек», я имею в виду кусочек в прямом смысле этого слова. Начиная прикорм с кусочков, решается сразу несколько задач, очень важных для растущего человечка. Во-первых, навыки жевания и глотания приобретаются только на практике, в определённое Природой время. Наличие или отсутствие зубов не имеет никакого отношения к прикорму. Учиться жевать и глотать ребёнок готов после исчезновения «рефлекса выталкивания», т.е. уже после 6 месяцев. Для этого нужна твердая пища в виде маленьких кусочков из тарелки мамы. Во-вторых, это физиологично для желудка, не готового к большим нагрузкам после молока, усваиваемого в кишечнике, а не в желудке. Еда, которая идёт в виде твердого кусочка, имеет маленькую площадь соприкосновения со слизистой. После соприкосновения со стенкой желудка и передачи информации, кусочек дальше проходит через желудок «транзитом». Если в период знакомства используется пюре, то оно обволакивает стенки слизистой, создавая дополнительную нагрузку на желудочно-кишечный тракт ребёнка. В-третьих, белковая и крахмалистая пища начинает понемногу усваиваться у ребёнка после 9 месяцев. Клетчатка варёная усваивается частично после года, а сырая… после 4 лет. Это можно увидеть «на выходе» в горшке малыша. Морковка, капуста, яблоко «выходят» в том же виде, в котором и заходят. Начиная прикорм с целью накормить ребёнка, например, с яблочного пюре, можно получить «на выходе»… яблочное пюре. А если это маленький кусочек яблока, прошедший через желудок, не травмировав его, то цель его — знакомство с яблоком. Однако, яблоки, и вообще фрукты и овощи — это не основная наша еда. Что из продуктов, в основном, на столе у мамы, живущей в средней полосе России? Мясо, картошка, лапша, хлеб, печенье, творог, сыр, крупы, рыба — это всё белковые и крахмалистые продукты. Именно эти продукты чаще всего и «перепадают» малышу из маминой тарелки, если мама не отдает предпочтение овощным и фруктовым блюдам. Вы никогда не увидите в горшке у годовалого ребёнка сыра, например, даже если он ест его кусками. С усвоением сыра, печенья, мяса у малыша все хорошо! А вот морковка… Знакомство с прикормом длится несколько месяцев с момента начала прикорма, когда у ребёнка постепенно увеличивается потребность в другой пище, кроме грудного молока. Постепенно ребёнок просит всё большее количество кусочков за один «присест» на трапезу. Увеличивается и размер кусочка. При этом еда малышу всё так же интересна, как и в 6 месяцев. В течение года малыш знакомится с рационом своей семьи, с продуктами всех четырёх сезонов года.

Мама — конкурент за столом

Мы уже упоминали о том, что мама не должна делать попыток накормить ребёнка. За столом мама должна демонстрировать, что она в еде — конкурент. У мамы нет цели накормить ребёнка, у ребёнка есть цель выпросить еду у мамы, как это и было с момента начала прикорма. Если мама ест с аппетитом, и с удовольствием, демонстрируя это своим поведением за столом, ребёнок будет повторять за ней. Ведь интерес к пище взрослых — это не что иное, как желание подражать маме в том, что она делает с этой пищей. В ситуации, когда здорового ребёнка не пытались накормить с помощью уговоров или другими способами, он ест всегда с хорошим аппетитом и с удовольствием. Ему нравится есть, у него нет отрицательного отношения к еде, он ест очень аккуратно и относится к трапезе с большой ценностью. Понятие, что еда — это ценность, формируется у малыша только в результате наблюдений за мамой, и её поведением за столом. Кусочек из тарелки мамы попадает малышу в рот только после того, как он «просигналил» маме о своем желании. Решение о том, обедать ему сейчас или нет, должно быть осознанным решением ребёнка, а не взрослого человека. Маленькие детки питаются очень дробно. Им постоянно нужны маленькие перекусы, часто и понемногу. Они усаживаются за стол со всеми членами семьи, со старшими братьями и сестрами, приходящими гостями. В промежутках кусочничают — «мусолят» то сушку, то печеньку, то кусочек яблока или куриную косточку.

Как выглядит на практике начало введения прикорма ребёнку на грудном вскармливании?

Малыш сидит у мамы на дальнем колене от стола, и периодически выпрашивает у неё кусочки из тарелки. Мама, как конкурент, ребёнка иногда «одаряет», демонстрируя важность и ценность пищи. Как только интерес к еде у малыша потерян, он начал отвлекаться, мама его снимает с колен, даёт ему в руку его кусок, и продолжает свой обед. «Кусок на пол» даётся ребёнку для того, чтобы, во-первых, он не мешал маме закончить трапезу, а во-вторых, для исследования. Ближе к году ребёнок пересаживается на отдельный стул, или детский стульчик, и начинает «орудовать» за столом самостоятельно. У него появляется своя тарелка, ложка, вилка. В тарелку накладывается небольшое количество еды, с расчётом чуть меньше, чем ребёнок сможет съесть. К этому возрасту он уже умеет пить из кружки. Пьёт малыш пока мало, основную жидкость получает из материнского молока. При этом он продолжает кушать за общим столом. На время трапезы столешница с детского стульчика снимается, и он пододвигается вплотную к «взрослому» столу. Во время еды на кухне игрушек нет. Ребёнка никто за столом не развлекает и не предлагает «ложечку за маму, за папу…». Все заняты исключительно своей трапезой.

Питание и воспитание

Подведём итог. Основная задача ребёнка до 3 лет — познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребёнок подстраивается под традиции своей семьи. Всё, что делает за столом взрослый, учится делать ребёнок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых, и подражая им. Всё, что взрослый не делает, не должен делать ребёнок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребёнок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.
Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребёнка есть несколько простых правил: • Правила поведения ребёнка на кухне и за столом устанавливает мама. • Мама ест первая, не обременённая заботой о накармливании ребёнка. • Отдельно для ребёнка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре. • Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами. • Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний. • Прикладывания к груди сохранятются «вокруг снов» и «на утешение». За столом всё внимание к еде, а не к груди. • Малыш получает твёрдыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама. • Напитки, и вообще жидкость ребёнок пробует в небольших порциях. • Количество съедаемой пищи увеличивается у ребёнка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно. • Ребёнок ест за общим столом, вместе со всеми. • Между основными усаживаниями за стол ребёнок кусочничает. • Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребёнке. • Еда на столе должна быть в ограниченном количестве. • Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается. • Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать… Еда используется только «по назначению». • Если ребёнок не съел свой кусок или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи. • Если ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде — наберитесь терпения и не трогайте дитя!

Галина Елтонская, руководитель .

Статья написана для журнала «Дети» г.Новосибирск

В нашем Центре вы можете посетить лекцию или приобрести вебинар по педагогическому прикорму.

Как правильно давать молоко

Правила включения напитка в рацион — те же, что и при других видах прикорма:

  • в первые дни достаточно дать 2–3 ст. л;
  • не следует сразу смешивать молоко с другими продуктами, — это достаточно тяжёлый продукт, к нему нужно привыкнуть;
  • жирность продукта должна быть не выше 3%, более питательное нужно разводить кипяченой водой.

Оптимальная температура напитка: +25–30°С. Кипятить перед употреблением нужно только сырое. Магазинное ультрапастеризованное в обработке не нуждается.

Если ребёнку нравится молоко, следует постепенно увеличить объём до 150 мл 2–3 раза в неделю. Рекомендуется варить молочные каши: овсяную, рисовую, сочетать с печеньем или пшеничным хлебом. К двум годам порция может быть больше вдвое.

Советы

Детям до 1 года давать молоко нельзя. Оптимальным вариантом питания для них в этом возрасте являются питательные смеси или кормление грудью.

Грудным детям не стоит давать снятое молоко.

Деткам возрастом 1-2 года лучше всего пить цельное молоко.

Обезжиренное молочко можно только детям старше 2 лет. Если вы все же хотите давать ребенку 1.5-2 лет обезжиренное молоко, это возможно только при условии, что ребенок будет пить его много – около 1.5 л за день.

Для деток возрастом 1-2 года рекомендуемая порция этого напитка в сутки составляет 0.7 л.

Если вы даете молоко ребенку, следите за реакцией его организма на такую пищу. При малейших признаках аллергии прекращайте давать этот продукт.

Противопоказания

Отказаться от попыток кормления молоком и блюдами на его основе нужно:

  • при аллергической реакции: кожном зуде, атопическом дерматите, сыпи;
  • коликах в животе, тошноте, метеоризме, отрыжке, расстройствах стула;
  • диагностированной лактазной и иной ферментативной недостаточности.

При самостоятельном отказе малыша от молока компенсировать полезные вещества и нутриенты можно, увеличив порции яиц, творога, мяса, рыбы, овощей и других блюд, которые нравятся. Важно помнить, что кисломолочные продукты усваиваются и переносятся лучше, чем цельное молоко.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мама кормит